Редкий экземпляр

Редкий экземпляр AMX AMC

Давным-давно рядом с «большой тройкой» американских автомобилестроителей сосуществовала сравнительно малая American Motors Corporation (AMC). Там выпускали легковушки, которые в 60-х считались компактными и экономичными, – Rambler Hornet, Javelin и др.

American Motors Corporation AMX

Однако и у AMC считали своим долгом предложить покупателю высокодинамичный muscle car («силовой автомобиль»). Скажем, такой как 2-местный AMX, который появился к 1968 модельному году. Просто урезали колесную базу 4-местного Javelin (несущий кузов) на 12 дюймов – до 2464 мм – и оставили один ряд сидений; гениальное решение. Под капотом красовалась V-образная «восьмерка» 390; при диаметре цилиндров и ходе поршней 105,8х90,78 мм (в дюймах 4,165х3,574) ее рабочий объем равнялся 6384 «кубикам». Увесистая чугунная (и головки блока тоже) 16-клапанная конструкция: центральный распредвал, штанги и коромысла привода клапанов, клиновидная конфигурация камер сгорания. Питание, естественно, от карбюратора – 4-камерный Holley; со степенью сжатия 10,2 двигатель развивал почти 320 л.с. (SAE «брутто») при 4600 мин-1. Наибольший крутящий момент – 575 с верхом Нм при 3200 мин-1.

American Motors Corporation AMX

И такая мощь приходилась на снаряженный вес в 14 центнеров! Правда, измерения «брутто»; по нынешней методике SAE «нетто» получится где-то 255 л.с. и 460 Нм. Все равно неслабо – особенно по крутящему моменту. «Восьмерка» комплектовалась ручной 4-ступенчатой коробкой передач с короткоходным механизмом переключения Hurst, в заднем мосту на всякий случай монтировали дифференциал Positraction повышенного трения. Ну а ходовая – как делали тогда: передняя подвеска на двойных поперечных рычагах с винтовыми пружинами и поперечным стабилизатором. Сзади – неразрезный мост на продольных листовых рессорах. В точности «волга», какой она остается и по сей день.

Загрузите под волговский капот чугунный small block 390 – и укоротите базу на 33,5 см. Представляете, какая получится «развесовка» по осям; у AMX на заднюю (ведущую!) ось приходилось хорошо если 43% снаряженного веса. Про управляемость тут нечего и говорить, – а кого во II половине 60-х волновали такие нежности? Зато линейная динамика у AMX что надо: по испытаниям, куцее купе разгонялось с места до 96,5 км/ч (60 миль) за 6,9 сек. А 1/4 мили (402 м) с места проходило чуть медленнее, чем за 14 сек. Для сравнения: супер-спорт Ferrari 365 GTB/4 Daytona того же года разгонялся с места до 96,5 км/ч за 5,7 сек., а 1/4 мили проходил за 13,7 сек.; быстрее. А вот 2-местный центральномоторный Ferrari Dino 246 GT уже проигрывал простоватому «американцу»: 7,1 и 15,4 сек. На прямике; на сколько-нибудь сложной трассе не о чем и говорить.

Покрышки E70 (примерно 185/70) на 14-дюймовых ободах, – разумеется, с диагональным кордом. Теперь резину такого размера монтируют на фольксвагеновский Polo под 1,6-литровую «четверку»… Да, «силовой автомобиль» от AMC комплектовался спереди дисковыми тормозами – редкость для американских конструкций того времени. Сзади, само собой, барабаны; рулевой механизм «винт-шариковая гайка» – ну чисто «волга»!

American Motors Corporation AMX

В 1968 году построили 6725 экземпляров AMX, а через пару лет выпуск своеобразного автомобиля свернули. Вот такой раритет выставлен на аукцион в северной Калифорнии; продавец утверждает, что кузов совершенно чист от ржавчины. Стартовая цена – 39 тыс. долл., хотя купят машину за совсем другие деньги.